Балансировка колес

Содержание

Балансировка колес – важное профилактическое действие, обеспечивающее безопасное и комфортное управление транспортным средством. Законы физики требуют совместить центр шины (ее массу) с осью вращения, и тогда не произойдет толчка или биения, которые передаются во время движения на кузов или рулевую систему. Пренебрегая поездкой к мастерам можно сократить срок эксплуатации всей ходовой части, хотя самый главный повод не допускать дисбаланса – это безопасность.

Необходимость посещения шиномонтажа

Явным показателем того, что требуется ехать на станцию техобслуживания для совмещения центра шины с осью вращения, является дискомфорт и «подскакивание» при движении. В этих случаях откладывать поход к монтажнику уже нельзя. Основанием для посещения СТО может быть:

  • сезонная смена «обувки» автомобиля;
  • повреждения шасси на дороге с ухабами и колдобинами;
  • неожиданные и, казалось бы, беспричинные заносы;
  • преодоление пары тысяч километров после обкатки новых шин.

Когда делать балансировку каждый автомобилист решает сам. Однако статистика показывает, что автовладельцы, проводящие эту процедуру в качестве профилактики хотя бы раз в год, реже попадают в неприятные ситуации на шоссе, а ходовая часть их транспортного средства служит долго, не требуя экстренного ремонта или замены запчастей.

Виды дисбаланса

Производители всегда закладывают небольшое допустимое отклонение оси вращения шин относительно оси инерции, так как идеальное совпадение практически невозможно. Отклонения, выходящие за рамки допустимого, могут привести к повышенному износу и даже поломке деталей рулевого управления, ступиц, подвески, амортизаторов и пр. Несоответствие норме можно определить в одном из двух состояний: в неподвижном или в динамике. Так и решили классифицировать виды дисбаланса: статический и динамический.

При статическом нарушается распределение масс по оси вращения, что образует колебания относительно вертикальной плоскости. Такой дефект часто выводит из строя подвеску. Устраняется он прикреплением равного по массе груза к точке диска, находящейся в противоположной стороне от нарушения.

Динамичный дисбаланс нельзя определить в неподвижном положении, так как масса неравномерно распределяется по ширине колеса. Устраняется он установкой специальных грузов по краям диска. Для поиска такого несоответствия используют специальный станок.

При посещении шиномонтажа, как правило, мастерами устраняются оба вида дисбаланса, которые могут появиться из-за разбитых дорог и прочих неприятностей. Сбой иногда вызывают даже особенности рисунка протектора, поэтому для большей точности балансировка проводится в сборе.

Мероприятия, проводимые на СТО

Подготовка шины – важный и первый этап перед ее установкой на стенд. Сначала колесо тщательно моют, так как даже малейший кусок грязи может свести на нет всю работу монтажника. Потом его устанавливают на вал балансировочного стенда центральным отверстием или фиксируют с помощью фланцевого адаптера через отверстия для болтов.

Современные стенды снабжены трехмерными лазерами, которые показывают точки крепления грузов, сокращающих несоответствие. В зависимости от вида сбоя, металлические пластины закрепляют на внутреннюю или внешнюю сторону диска.

Шиномонтажник укрепляет противовес на месте, указанном лазером, и проводит контрольную проверку для определения качества балансировки.

Также имеется другой способ определения проблемы – финишная балансировка. Под шину устанавливают датчик вибрации и с помощью аппарата машину разгоняют на месте до скорости около 100 км/ч, что позволяет датчику собрать данные, необходимые для устранения проблемы.

Иногда шиномонтажники применяют прижимные ролики, связанные с электронной системой и симулирующие дорожные неровности. После проведения испытания, система дает рекомендации, помогающие минимизировать показания шатки.

Для грузовых автомобилей часто используют порошковую балансировку, при которой специальные наногранулы размещают между резиной и диском. Под воздействием центробежной силы зернышки находят проблемное место и, размещаясь в нем, стабилизируют несоответствие.

Балансировка колес самостоятельно, без использования специального оборудования, не лучшее, а точнее, самое худшее решение, которое может принять автовладелец. Качество зависит от правильной установки грузиков весом в несколько грамм, а это невозможно сделать без точных приборов.

Исключить плохую работу можно при соблюдении правил перед установкой колеса на стенд. Диск следует не только тщательно отмыть, но и снять с него грузы, закрепленные во время предыдущей процедуры.

Важно правильно закрепить шину на станок. Если диск недостаточно плотно сядет на ось стенда, исправить проблему будет невозможно.

Выходя из шиномонтажа, некоторые автолюбители надевают декоративные пластиковые колпачки на шляпки болтов, как ни странно, но это также вызывает дисбаланс.

Своевременно проводимые профилактические визиты в СТО, гарантируют:
  • безопасное вождение;
  • легкую и комфортную управляемость автомобилем;
  • правильную работу подвески.

Если автовладелец желает долго и безопасно управлять автомобилем, он не пренебрегает балансировкой.